Рюкзак походный - все о нем!
Как выбрать подходящий походный рюкзак, можно сказать, – вопрос философский. Ответ на него требует долгих размышлений, возможно, проб и ошибок.
Для начинающего туриста рюкзак – это мешок с лямками, позволяющими носить этот мешок за спиной. Однако в любом соответствующем магазине он обнаружит огромное количество разнообразных моделей, различающихся по размеру, цене, цвету и т.д.
Что выбрать?
Учитывая, что рюкзак придется носить на себе и, будем надеяться, достаточно долго, в этом случае очень важно не промахнуться и приобрести вещь, которая не только удобно ляжет на спину, но и позволит наслаждаться походом. Несерьезный подход к выбору рюкзака может привести к тому, что больше вам рюкзак не понадобится – в поход вам больше идти не захочется.
Итак.
Как всегда, начнем с определения. Походы бывают разными: пешими, водными, конными, велосипедными, выходного дня и т.д., и т.п. Поэтому чтобы не ошибиться с выбором рюкзака, следует, в первую очередь, определиться с целью вашего путешествия.
В данной статье мы остановимся на самом распространенном варианте – пешеходном путешествии в течение нескольких дней. Ночевать будем в палатке, со спальным мешком, готовить еду самостоятельно (можно ведь так спланировать поход, чтобы ночевать в кемпингах, хижинах и т.п., да к тому же питаться в сопутствующих кафе).
Такой вариант можно считать классическим.
Основной характеристикой рюкзака при этом является его вместимость (или объем), измеряемая в литрах. Объем типового походного рюкзака составляет не менее 50 л, как правило, 60-90 л для мужчин и 50-70 л для женщин (а иногда, в зависимости от характера похода и участниц и более). Рюкзак такого объема является достаточно универсальным и подойдет ко многим вариантам проведения похода.
Часто на этикетке с характеристиками рюкзака указаны два числа, определяющие его объем, например, 75 + 10 л. Это означает, что основной мешок имеет дополнительную верхнюю (надставленную) полоску ткани (т.н. «юбку»), которую можно убирать внутрь, а при необходимости вытаскивать наружу, увеличивая рабочий объем рюкзака.
Следующий важный параметр – соотношение цена-качество.
Разумеется, если вы располагаете достаточными средствами, лучше всего выбрать какой-либо наиболее известный (а, следовательно, и самый дорогой) бренд, например, рюкзак фирмы Millet. Подобные фирмы весьма заботятся о качестве своих изделий, всегда идут впереди в отношении использования различных конструктивных новинок и материалов.
Но даже, если финансы у вас ограничены, не берите изделие малоизвестной фирмы, особенно, когда невооруженным глазом видны различные изъяны (кривые швейные строчки, торчащие концы ниток и т.п.).
Как говорил один мудрый человек: «Я не настолько богат, чтобы покупать дешевые вещи». Помните, что скупой платит дважды – надеемся, что после первого похода вас потянет в следующее путешествие, т.е. подходящий рюкзак должен послужить длительное время. «Самопальные» изделия, сделанные «на коленке», долго не прослужат.
В этом отношении следует обратить внимание на изделия фирм Deuter и Osprey. К ним вполне можно применить такие достоинства, как практичность, универсальность, удобство.
При заданных выше условиях вы попадете в ценовой диапазон 7 000 – 20 000 руб. (в зависимости от объема рюкзака).
Если поискать в Интернете отзывы туристов, которые пользовались рюкзаками той и другой марки, то в среднем предпочтения имеют соотношение 50:50. Выбор – дело вкуса каждого.
Следующий важный параметр – конструкция рюкзака.
По этому признаку туристические рюкзаки бывают трёх видов: мягкие, каркасные и станковые.
Станковые рюкзаки – это мешки, которые прикрепляются к жёсткой металлической или пластиковой раме. Последняя, в свою очередь, имеет лямки и играет роль собственно рюкзака. Жёсткая рама увеличивает вес рюкзака, но главное ее достоинство – можно не думать о правилах укладки вещей в рюкзак, переносить самые разнообразные по форме предметы (например, ящики). Такие рюкзаки отличаются также долговечностью.
Мягкий рюкзак – это просто мешок из ткани. Эти рюкзаки лёгкие, недорогие, в пустом виде их можно аккуратно свернуть. Однако укладка такого рюкзака требует большого опыта, чтобы самые тяжелые вещи оказались внизу, острые углы предметов не уткнулись вам в спину и т.п. Хороший прием избежать многих ошибок при укладке такого рюкзака – это вставить в него и максимально развернуть коврик (или «пенку»), который образует некую смягчающую прокладку в виде «стакана» между спиной и содержимым рюкзака.
Самый распространенный вид рюкзака сегодня – каркасный. Такие рюкзаки имеют встроенный каркас из металлических или пластиковых вставок, которые расположены в области спины. Они наиболее удобны и весьма долговечны.
Каждая конкретная конструкция каркаса имеет свои особенности, свои плюсы и минусы. Каркас может быть стальным, алюминиевым, пластиковым. Есть модели (например, Kestrel фирмы Osprey), где система спины типа AirScape состоит из ребристой задней панели из прессованной пены и рамы LightWire™.
Однако в любом случае главные достоинства каркаса заключаются в том, что он позволяет обеспечить вентиляцию для поясницы и спины, а также перераспределить нагрузку с плеч на бедра.
Очень важный момент при выборе рюкзака – деление на мужские и женские модели.
Понятно, что анатомическое строение мужской и женской фигуры различно, и современные модели качественных рюкзаков учитывают эти различия. Основной критерий – различная длина спинки и точки закрепления лямок. От этих параметров во многом зависит удобство переноски рюкзака.
Однако даже мужские (и женские) модели будут различаться для людей разного роста. Поэтому при покупке рюкзака обязательно его следует примерить и убедиться, что его параметры соответствуют вашему росту. Во время примерки желательно чем-нибудь нагрузить рюкзак, потому что пустой он не примет нужное положение.
Есть модели, у которых положение точки подвеса можно регулировать по высоте. Это, конечно, удобно, т.к. позволяет обеспечить максимальный комфорт для каждой конкретной фигуры. Однако за каждое удовольствие нужно платить – в данном случае платой является некоторое увеличение веса рюкзака.
Таким образом, мы переходим к следующему важному параметру – весу рюкзака.
Понятно, что в пешем походе при подборе снаряжения, питания и т.п. счет идет на граммы. Каждый лишний грамм на долгое время ляжет вам на плечи. Соответственно, и рюкзак не должен быть в обузу.
Есть модели весом 0,7-1,2 кг, что очень хорошо (но и весьма дорого). Подходящий вариант – 1,7-2,5 кг. Модели весом свыше 3 кг для пешеходного туризма, пожалуй, неприемлемы.
Вес во многом определяется материалом, из которого изготовлен рюкзак. Однако, «где тонко, там и рвется». Ткань должна быть не только легкой, но и прочной, т.е. плотной (работают законы диалектики!), а также более-менее непромокаемой.
Современные рюкзаки шьют из синтетических тканей различной плотности. Они стойкие к порезам и истиранию, с прочной окраской, быстросохнущие, долговечные и легкие.
С внутренней стороны такие ткани покрыты водозащитной полимерной пленкой. Это предохраняет вещи от влаги и легких осадков. Очень хорошо, если рюкзаксшит из ткани с силиконовым (или полиуретановым) покрытием. Такие рюкзаки не боятся даже ливня, и вещи внутри останутся сухими.
Другой выход – использовать легкий непромокаемый чехол, надеваемый на рюкзак, либо специальную накидку с «горбом» для рюкзака, которая укроет от дождя и вас, и рюкзак. Некоторые модели рюкзаков укомплектованы «встроенной» накидкой, убранной в специальный карман.
Попутно заметим, что при выборе рюкзака важно обратить внимание на качество швов – они должны быть проклеены водоотталкивающим составом – и на конструкцию замков-молний на карманах – они также должны быть водонепроницаемыми.
Далее перечислим следующие важные элементы конструкции походного рюкзака.
Система подвески, о которой уже немного было сказано выше, которая помимо каркаса включает в себя лямки, поясной ремень, грудную стяжку. Основная задача этой системы – разгрузить плечи, перенести вес рюкзака на бедра, обеспечить фиксацию рюкзака на спине, чтобы он не болтался при ходьбе, а, в конечном счете, комфортно осуществлять длительные переходы с большим весом.
Помимо удобства ношения рюкзака современная система подвески (в совокупности с каркасом) обеспечивает необходимую вентиляцию спины и поясницы, чтобы они меньше потели при ходьбе.
Например, для этой цели линейка рюкзаков Xenith фирмы Osprey имеет анатомическую систему спины AirScape с подушкообразными вставками.
Аналогично устроена система Aircontact в рюкзаках фирмы Deuter – продуманная эргономичная система подушек спинки очень хорошо сидит на спине и обеспечивает отличную вентиляцию со всех сторон.
Разумеется, очень важно качество материалов (особенно прочность), из которых изготовлены все элементы системы подвески (стропы, соединительные и регулировочные пряжки), а также их удобство – ширина, отделка и т.п.
Особенно обратите внимание на лямки – они должны быть широкими и толстыми, и не врезаться в плечи.
Хороший поясной ремень должен быть регулируемым, не слишком узким, но и не слишком широким. Пояс должен сохранять форму, поэтому с внешней стороны он должен быть жестким, а с внутренней мягким (чтобы не натирать бедра). Для максимального прилегания поясной части к телу, ее внутренняя сторона должна быть обшита сеткой.
Количество отделений (отсеков), наличие дополнительных карманов, верхнего клапана, дополнительных креплений.
Во многих современных рюкзаках внутреннее пространство разделено на 2 отсека: нижний («подвал») и верхний, которые можно изолировать друг от друга. При этом имеется отдельный «вход» (застежка-молния) в нижний отсек. Это удобно, чтобы отделить, например, грязные мокрые вещи от сухих, либо быстро достать какие-то тяжелые предметы, которые всегда целесообразно упаковывать в низ рюкзака.
Все рюкзаки, обычно, имеют внешние дополнительные карманы, куда можно положить те вещи, которые могут срочно понадобиться (аптечка, накидка от дождя, фотоаппарат, очки и т.д. на ваш вкус) и которые желательно достать, не распаковывая весь рюкзак.
К числу таких карманов можно отнести и верхний клапан, закрывающий рюкзак сверху. В некоторых моделях клапан делают съемным и снабжают его поясом с тем, чтобы при необходимости превратить его в самостоятельную поясную сумку. Например, на бивуаке вы собрались побродить по окрестностям и взять с собой лишь какие-то мелочи.
Наконец, многие рюкзаки снабжены дополнительными петлями и креплениями для переноски лыж, треккинговых палок, ледоруба, коврика и другой техники и вещей. Однако наличие всех этих и других аксессуаров – дело вкуса и намерений туриста.
На наш взгляд, сожаление вызывает турист с рюкзаком, как новогодняя елка обвешанный каской, котелком, бухтой веревки и т.д. и т.п. И все это добро качается, звенит, цепляется за прохожих или деревья.
Цвет рюкзака имеет также немаловажное значение. Он должен быть ярким, заметным, чтобы в случае какой-то экстремальной ситуации товарищи попавшего в беду туриста (или спасатели) смогли быстро и на большом расстоянии обнаружить человека.
Автор имел печальный опыт (еще в те времена, когда выбирать снаряжение не приходилось) с рюкзаком цвета хаки. Во время длительного перехода в горах пришлось вернуться назад, чтобы забрать очки, забытые на очередном коротком привале. Рюкзак был сброшен возле тропы. По возвращению рюкзак исчез. Несколько часов автор кружил на одном месте, пока буквально носом не уткнулся в свой мешок – он просто слился по цвету с окружающими камнями.
Можно еще долго перечислять всякие нюансы, которые встречаются в различных моделях. Например, совместим ли рюкзак с питьевой системой, имеется ли фиксатор для питьевой трубки. Важное это обстоятельство либо второстепенное – решать вам.
Купите рюкзак, походите с ним год-другой – тогда придете к собственной точке зрения. Она – самая важная.